Часть третья. На границе ключ переломлен…

Ну-с, продолжаем разговор о Восточном Казахстане. Здесь описана дорога до места, а здесь — наш курортный быт и его обустройство. А сейчас напишу всякое разное. Россыпью. И заодно всякие возникавшие по ходу дела мысли.

Еще одним интересным пунктом культурной программы была семейка некрупных хищных птиц, живущих по соседству. Там было штуки четыре или пять птенцов, которые на наших глазах учились летать.

Я не орнитолог нифига, но сравнивая и разглядывая фото всяких хищных птиц, пришла к выводу, что это просто соколы. Тупенькие птенчики смешно и неумело клекотали, летали, неловко махая крыльями, усаживались на столбе посреди базы и устраивали драки за принесенные родителями обед.

Вот, например, птенец на земле. Со спины выглядит почти как взрослый хищник.

А вот их двое. Сидят на столбе, похожие на встопорщенных воробушков. На деле они размером примерно с голубя где-то.

Вот их тоже двое. На том же столбе, только сверху и в трогательном единении.

В общем, эта не очень дружная, но очень забавная семейка изрядно скрашивала нам отдых. Кстати, давайте чуть подробнее про базу расскажу. И про дождь, потому что он на фото. Наша база называлась «Бригантина», но почти нигде этого не было написано — вывески не было, договора никакого с печатями с нами на подписывали, так что может это была вовсе даже и не «Бригантина», а, например «Топор» или «Валенок» по официальным документам. Впрочем, кому это интересно, да? Вот общий вид на всю базу. Справа — трехэтажное здание основного корпуса (вода и туалет на улице и те же), а слева — еще один домик вроде нашего, только побольше. По центру — развлекательный центр, да. Шведские стенки и лавочки.

Это мы прибежали с пляжа, но до дождя не успели. Промокли, разумеется. И стоим на крыльце — вот, например, мокрые Рома и папа:

А вот наши предприимчивые соседи разжигают мангал. Видите, они покрывало держат? Это чтобы огонь дождем не залило!

Ну и чуть-чуть окрестных красивостей. Когда дождь кончился, я возомнила себя фотографом и отправилась снимать всякие камни и цветочки…

Еще скалы и деревья:

Упс, а это уже никакие не красивости. Это внутреннее убранство заброшенного домика неподалеку от нас.

А вечером я как-то незаметно для себя уснула и проспала часов примерно двенадцать, чего вообще за мной почти не случается. Утром мы пошли купаться, а заодно по дороге оценили качество местной рыбалки. Похоже, близ Бухтарминского водохранилища можно спокойно существовать на подножном корме — чисто сбегал с утречка на берег с удочкой, принес домой килограмма два-три рыбы через час, и живи спокойно…

Хотя мы шли не рыбачить, а купаться. Искупались и стали собираться в обратную дорогу. И тут приходит администраторша и заявляет нам, что мы должны за собой посуду помыть. Хи-хи. Посуду. В домике за 50 баксов, сортиром на улице и синтетическим пледиком вместо одеяла. И с без воды еще. Вернее, с водой, но мы ее сами починили. В общем, смотрим мы на Ольгу Васильевну безмятежно-улыбчивыми взглядами и сообщаем вежливо, что посуду мы мыть не будем, конечно же. «Но это не входит в мои обязанности! — попыталась возразить администраторша. — Вы представляете, за каждым тут посуду мыть?» А мы смотрели на нее и улыбались. Представляли, наверное, как она сейчас вцепится в бампер нашей машины и будет увещевать, что нас из-за немытой посуды из страны не выпустят и вообще, что мы — плохие. Лицо у нее стало обиженным и разочарованным, мы сели в машину и уехали. Пока, Новая Бухтарма!

Это вершина Осиновского перевала, который мы на дороге сюда проскочили, потому что был дождь:

Надо заметить, место скучное, ничем не примечательное, кроме серпантинной дороги, а виды там есть и поэффектнее.

Едем дальше…

И вот вокруг нас снова Оскемен, поснимала немножко тамошних вывесок. Все-таки двуязыкость как-то довольно дико смотрится… Все правильно, хорошо и так надо. Просто для моих глаз ужасно непривычно. Тем более, что казахский язык кириллицей записывается. Знакомые буквы складываются в совершенно незнакомые слова…

Или вот еще прекрасное. Расшифрую, если нечетко видно: «Приветствует участников первого съезда учителей химии и биологии Республики Казахстан!»

Кстати, да. Казахские новости по радио. Там говорят про много-много хорошего. Никаких тебе «полицейский зарезал стопицот человек и уснул в проезжавшем мимо лексусе» или «лицо кавказской национальности подожгло автобус и съело его содержимое». Где что построили, где что собираются строить, что отремонтировали, кто куда приехал, про какой-то форум и прочее в таком духе. И еще — реклама на казахском языке на «Русском радио» — это таааак смешно!

В общем, до определенного момента все было хорошо и никакой беды не предвещало. Ровно до границы. Мы подъехали и встали там намертво. Почти на два часа на одной и еще минут на сорок на другой. А виной всему — автобус. Обычный рейсовый ежедневный. Приезжает и парализует работу обеих границ. Каждый день несколько раз. Очень показателен был момент с российской границей. Проходим мы казахский контроль, едем к российскому пограничному пункту, встаем в очередь вторыми. Стоим. Ждем. Полчаса, сорок минут… И тут подъезжает тот автобус. Из-за которого мы на предыдущей границе простояли… гм… долго. Объезжает всю очередь, русские погранцы открывают ему шлагбаум и запускают… И очередь, как бы это сказать помягче, фалломорфирует от такой перспективы. В общем, пока мы все хлопали глазами, начал собираться какой-то вовсе уж адский ливень, который сначала окружал нас со всех сторон, потом на небе прямо над нами даже начало закручиваться подобие воронки… Это было реально страшно, на фото как-то несерьезненько выглядит.

Потом мир залило стеной дождя. Сверкало и громыхало, а мы, от нечего делать, считали секунды между молниями и громами. Стук дождя по крыше машины, да и по крыше домика, за эту поездку стал чем-то привычным и почти родным. Потом дождь кончился, а нас так и не запустили. Зато пришел штатный российский пограничный психолог. Вот такой:

Он мурлыкал, терся об ноги и кагбэ говорил нам, что все это ерунда и суета, что через границу нас, в конце концов, пропустят, что не надо нервничать, а надо чесать его, рыжего пограничного кота, за ухом.

Нас пропустили. Мы поехали дальше. На дачу вернулись часам примерно к десяти вечера. В город не поехали, решили, что утром…

На этом повествование о путешествии в Восточный Казахстан заканчивается. Начинаются выводы…

1. Все свое беру с собой. Рассчитывать на еду, комфорт и всякие удобства — бессмысленно и недальновидно. Так что, одноразовая посуда, влажные салфетки, теплая пижама, купальный халат, полотенце — это с собой, все с собой.

2. Если ехать в несколько машин и большой компанией — может получиться ничего себе так.

А, ну да. Это же мы ездили на разведку. Чтобы понять, что это за курорт у нас тут под боком, в смысле — в 600 километрах всего. Посмотрели, оценили. Я, как всегда, поездкой довольна, несмотря на весь набор приключившихся приключений. Я просто люблю путешествовать. Меня даже долгая волына пограничного контроля не особенно обозлила. Скорее наоборот: «О, прикольно! Настоящая государственная граница, настоящие сложности на государственной границе!»

Хочу ли я повторить поездку? Ммм. Нет. То есть, не так. Хочу, но при том условии, что с нами будет мой дядя вместе с его чудной моторной лодкой, и можно будет покататься по зеркальной глади водохранилища. До островов, до другого берега, до озера. Если так, то я готова на всякие жертвы и бытовые неудобства, очень уж красивые места.

А с другой стороны, чтобы посмотреть красивые места, совершенно необязательно пересекать границу и тащиться невесть куда. Гарантированные туры по россии — вполне себе вариант. А то получается так, что мы турецкие курорты знаем лучше своей страны…

Ну и на этом все. Может, я что-то и забыла, если интересно — спрашивайте!