Немой ужас

Я сначала легла спать, но что-то не получилось. Потому что кто-то, не будем показывать пальцем, ибо на себя неудобно, решил пообдумывать одну идею, и увлекся. В общем, у меня яркое образное мышления, я представила себе все, что придумывала в красках и деталях, вместе с выключающимся электричеством и стучащимися в темное окно тонкими пальцами… Нет, эту идею я вам потом расскажу, ее надо додумать. А раз она спать мне все равно помешала, то лучше я про другое. Например, про фильмы ужасов. Как-то, знаете ли, просто к слову пришлось. Почему бы, действительно, ночью не поизучать историю фильмов ужасов?

Ну что, готовы узнать, как нагоняли страх на кинозрителей сто лет назад?
Тогда вперед!

Замок дьявола

24 декабря 1896 года в парижском театре «Робер Уден» французский режиссер-новатор предоставил на суд зрителей сей фильм. Он пока еще нестрашный, а скорее забавный. Но традиционно именно этот фильм считается, так сказать, предком жанра кинофантастики и ужастиков. А еще «Замок дьявола» замечателен тем, что в нем впервые были применены спецэффекты. Качество и количество их вы можете сами оценить, внимание на экран:

В главной роли — режиссер фильма Жорж Мельес. В чем-то трагическая биография была у человека. Он посмотрел «Прибытие поезда» братьев Люмьер, загорелся идеей кинематоргафа, всеми правдами-неправдами выкружил себе оборудование и открыл свою киностудию. Снимал фильмы, всячески пробивался, но на американский кинорынок пробиться не смог, его фильмы скопировали за бесплатно, он разорился, сжег все негативы и устроился работать продавцом игрушек… Сколько фильмов он снял, историки так и не могут договориться.

Умело применённый трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ.

— Жорж Мельес

Франкенштейн

Премьера этой первой экранизации романа Мэри Шелли состоялась 18 марта 1910 года. В США, где и снималась, собственно. Долгое время фильм считался утраченным, потом внезапно нашелся у одного коллекционера, который долго считал, что у него на полке пылится какая-то фигня. И теперь вы снова, как и зрители больше 100 лет назад, насладиться этим ужасным зрелищем:

В те далекие-далекие времена актеры сами придумывали, как они будут выглядеть на экране. Так что Чудовище — это продукт творчества Чарльза Огла, исполнителя этой роли, а вовсе не команды гримеров и костюмеров.

Студент из Праги

В 1913 году к развитию темы ужаса в кинематографе приложили немцы. И как приложили! Именно эта работа Стеллана Рийе и Пауля Вегенера считается первым полноценным фильмом ужасов. Премьера фильма состоялась в Германии 22 августа 1913 года в кинотеатре Mozart Saal.

А сюжет и правда жуткий… Студент заключает договор с подозрительным итальянцем и позволяет ему забрать из своей комнаты все, что тот пожелает, в обмен на деньги и любовь дочери графа. Подозрительный итальянец забирает отражение из зеркала, а студент радостно начинает ухаживать за своей возлюбленной. Но у той есть жених, вполне себе барон. Он вызывает нашего героя на дуэль. А герой и рад стараться, он очень хороший фехтовальщик. Но тут отец девушки просит студента не убивать барона. Тот соглашается и отправляется на дуэль. Но опаздывает. А когда приезжает, то видит… себя. С окровавленной саблей наперевес. Потом следует еще много неприятностей, а заканчивается все тем, что герой стреляет в свое отражение и погибает при этом сам…

Фильм несколько раз переснимали, но кое-что из первоначального варианта все-таки сохранилось. Например, в этом ролике:

«Пражский студент» впервые утвердил на экране тему, которая превратилась в наваждение немецкого кино,- тему глубокого, смешанного со страхом самопознания. Отторгнув Болдуина от своего зеркального двойника и столкнув их друг с другом, фильм Вегенера символически запечатлел особую разновидность расколотой личности. Вместо того чтобы не замечать дуализм собственной души, объятый страхом Болдуин понимает, что он во власти грозного противника, который является его вторым «я».

— Зигфрид Кракауэр

Голем

Еще один немецкий ужастик. Теперь уже 1915 года. В основу положена древнееврейская легенда про ожившую глиняную статую, только события происходят в настоящем… Гм… Ну, тогдашнем настоящем, начале ХХ века. Рабочие откопали древнюю глиняную статую и отнесли ее антиквару. А тот ее внезапно оживил и стал использовать как слугу. Только истукан оказался не прост, и влюбился в дочь этого самого антиквара. А дочь… не влюбилась. Тогда голем расстроился, пришел в ярость и вышел из-под контроля. Успокоить его удалось с большим трудом, в финале глиняное чудище разбилось на куски.

Из фильма до настоящего момента сохранились только обрывки, их я и предлагаю вам посмотреть:

Пожалуй, остановлюсь сегодня на этом. С 1920 года фильмы стали полнометражными, и между делом их не посмотришь. Впрочем, если есть желание, вот вам ссылочки на самые известные фильмы тех времен Кабинет доктора Калигари и Носферату. Симфония ужаса.

Дальше фильмов стало много-много, но рассказывать о них я уже не буду. Лучше просто покажу несколько знаменитых черно-белых кадров из тех времен.

«Призрак оперы», 1925 год

«Дракула», 1931 год.

«Франкенштейн», 1931 год

Доктор Джекилл и мистер Хайд, 1931 год

«Мумия», 1932 год

«Человек-невидимка», 1933 год


Источники:
Википедия
Yourtube.com
Belacqua

Похожие записи

This entry was posted in История and tagged , , . Bookmark the permalink.
Хотите получать обновления Территории Ванессы Ли на электронную почту?

Введите ваш email:

One Response to Немой ужас

  1. Ляля says:

    Какой чудесный дьявол в «студенте»!
    И вообще так здорово. Такие образы сочные. Живые, хоть и фантастические.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *