Клака. Наемные поклонники

Перекочевав в интернет, человечество не сильно изменилось. Во всяком случае, законы психологии толпы остались теми же, что и прежде. Эту простая мысль настолько проста, что даже мне в голову не приходила. Давайте расскажу вам историю вопроса. Может кому-нибудь она окажется полезной, а кому-то — просто покажется интересной.

Наш преподаватель  одной из разновидности истории Евгений Павлович Глушанин был весьма суров. И относился к христианству… как бы это сказать… без пиетета. Меж тем, именно на его лекции я впервые услышала слово «клака». Он же весьма доходчиво объяснил тогда, что это такое и зачем это нужно. На примере Иисуса Христа.


Он описывал нам в красках Римскую Империю на переходе в Новую эру. Времен Рождества Христова, да. Я уже не помню всей лекции, хотя было интересно, конечно. Расскажу то, что касается клаки. В тогдашнем мире и в то время было очень много представлений. Шоу, на потеху публике. Были кровавые, они были популярны, но не все их любили. И специльно для тех, кто кривил носы в сторону арен и колизеев, по городам бродили философы. Развлечение для умных. Шоу для изящных рассудком. Сначала, когда этих философов еще были единицы, каждое выступление ждал успех. Но потом шоу приелось, и возникла необходимость что-то придумывать, как-то изворачиваться. Совершенствовать идеи можно, но гораздо проще было усовершенствовать подачу материала.

Психология толпы. Закончилось шоу, исполнитель ждет реакции. Пока молчание. Очень трудно первым захлопать в ладоши или швырнуть гнилой помидор. Психология толпы — ждать , что выразят другие. Неважно, понравилось тебе шоу или не понравилось. Страх пойти поперек остальной публики — сильнее. Очень легко было, когда на представлении присутствовали сильные мира сего — все просто смотрели в их сторону. Хлопнул в ладоши владыка — публика взрывается аплодисментами. Скривился недовольно — и толпа порвет горе-выступающего в клочья. Бродячие философы не выступали перед владыками. Их ареной были улицы и площади. А значит — управлять толпой было можно. Так появились первые апостолы-клакеры. Перед представлением философ выходил на положенное ему место в середине (на ступенях крыльца, на бочке или ином возвышении), а апостолы разбредались по публике. Скучающей публике. Пресыщенной публике. Уже видевшей десятки и сотни таких вот философов. Начиналось выступление, раздавались аплодисменты. Публика поддерживала, и к концу философа провожал гром оваций. Полный успех. Спасибо клакерам, помогли толпе расслышать нужные идеи.

В некоторых статьях историю клакерства начинают с плакальщиц Древнего Египта. Но мне так не кажется. Плакальщицы — это был антураж прямой. Клакеры же — всегда подсадные утки.

Тогда все было просто, но время шло, технологии усложнялись, клакеры превращались в отдельную касту, профессию, силу.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Клака, клакёры
— французское техническое обозначение группы рукоплескателей (claqueurs), получающих от дирекции театра определенное вознаграждение за шумное выражение одобрения пьесе или актерам. К. первоначально состояла исключительно из лиц, получавших даровые билеты, с условием поддерживать своим одобрением эффектные места в поставленных на сцену пьесах. В 1820 г. некий Sauton, в Париже, дал К. определенную организацию, приспособив ее не только для рукоплесканий, но и для выражения неодобрения посредством шипенья, свистков и т. п.; его «Общество страхования драматических успехов» оказалось весьма выгодным предприятием. В Париже клакеров, располагающихся обыкновенно в партере под люстрой, называют Chevaliers du lustre. Различают Tapageurs — простых рукоплескателей, Connaisseurs — «знатоков», делающих во время игры одобрительные замечания, Rieurs — «смеющихся», Pleureurs — «плакальщиков», Bisseurs — крикунов bis и da capo, Chatouilleurs — влияющих на настроение публики во время антрактов и до поднятия занавеса, и Chauffeurs — действующих в кафе и на улице. В последние годы К. распространилась и в Германии (в Берлине), в Англии и в Соединенных Штатах.

А сейчас наш мир без клак непредставим. Смеяться над комедиями нам помогает закадровый смех. Покупать товары — маркетинговые психологические фишки. Любить или не любить фильмы — авторитетные и уверенные рецензии.

Это не хорошо и не плохо — это факт. Повторить за кем-то гораздо проще, чем сделать собственное действие, выразить собственное мнение. Мне кажется, что в чем-то это инстинкт чуть ли не животный. Инаковыглядящему нет места в стае, недавно как раз читала про одного такого морского котика, который родился неудачного цвета и его выперли из семьи остальных морских котиков. Что уж говорить о человечестве, самые кровавые страницы истории которого — это как раз о том, как жизнерадостно искоренялись другие — еретики, иноверцы, аборигены, евреи, ведьмы. Так и засел прочно где-то в глубине подсознания страх ляпнуть что-то не то. Заорал: «Браво!» на представлении раньше, чем положено — и через час уже твой бенефис. Ты стоишь возле столба, вокруг навален хворост и толпа в едином порыве голосит: «Жги ведьму! Жги ведьму!»

Нда, развела патетику… Теперь даже придумать не могу, как бы перейти к блогам и комментам. Перейду просто так. В виде советов, которые сама же и не выполняю.
Если надо раскрутить блог, количество комментов в этом деле — здорово важно. Это один из основных параметров популярности, в общем-то. Если запись гениальна, то есть шанс, что толпа придет и сама оценит, безо всяких усилий со стороны автора. Только, боюсь, так сейчас не бывает. Написать первый коммент чертовски тяжело для почти любого человека. Гораздо проще присоединиться к чьем-то мнению или вступить в полемику с уже высказанным. А значит — нужны клакеры. Люди, которые будут писать первые комменты и затевать первые обсуждения. Французы придумали множество ролей для таких людей. Если переложить их на комментаторов, то для успешного поста важны следующие:
1. Люди, пишущие взвешенные и умные комменты.
2. Поклонники «браво!» и «плюсадин!»
3. Оппоненты, спорящие с мнением автора.
4. Тихушники, обсуждающие автора в своем блоге, с обязательной ссылкой на исходный пост.

Наверняка кто-то еще.
Такая вот прекрасная грязная технология, овеянная двухтысячелетней историей…

P.S. Наличие клакеров, кстати, вовсе не отменяет обычных поклонников, которым реально нравится. Собственно, роли клакеров именно с них и списаны, чтобы выглядеть убедительно.

Похожие записи

This entry was posted in История, Просто дневник. Bookmark the permalink.
Хотите получать обновления Территории Ванессы Ли на электронную почту?

Введите ваш email:

5 Responses to Клака. Наемные поклонники

  1. Ляля says:

    Странное какое-то ощущение от вашей статьи…
    Все врут?…

    • Ляля says:

      А может вообще выступление просто понравиться? Или настоящих эмоций вообще не осталось?

      • Ванесса says:

        Да конечно же может 🙂
        Реклама же не обязательно означает, что товар плохой, ресторан — уродский, а услуга — ненужная.
        Можно же и с другой стороны посмотреть. Клака — это один из способов быть услышанным. Если говорить о блогах, то люди часто пролистывают те посты, у которых нет комментов. Клака — это способ привлечь к себе первоначальное внимание. А чтобы удержать его, клака уже не поможет, придется соответствовать 🙂

  2. AE says:

    ну тут ведь как. Сейчас для упрощения реакции сделаны всяческие лайки. На который перевесили заодно привычную тему кросспоста/ссылки. Лайкнуть психологически проще, это как смайлик поставить.

    • Ванесса says:

      Ну да.
      Чем меньше ответственности за принимаемое решение, тем проще.
      С кнопочкой вообще всегда можно сказать, что промазал, если вдруг «пацаны не поймут» 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *