Все сущее бренно и первое афинское кладбище

Подумав, я отказалась от мысли восстановить все заметки по дням, подписывая даты и все такое прочее.
Как получится — так получится. Буду перемещать посты из вконтактика, как они были, дополняя их недостающими воспоминаниями и впечатлениями. Без системы.

Знакомство с новым городом я всегда начинаю с некоторого хаоса. Я читаю про место, куда поеду, но делаю это без всякой системы — я разглядываю гуглокарты, листаю фотки из поиска, читаю несколько отчетов путешественников. Но записываю только самые первые контакты, типа «куда ехать из аэропорта или с вокзала». План прогулок ни в коем случае не составляю. Потому что… Просто потому. Что именно в незнакомом городе самое интересное, и в какой последовательности надо на это смотреть, можно понять только на месте. Прогулявшись ногами по улицам, посмотрев в глаза прохожим или даже заблудившись. А вот уже потом читать советы по осмотру достопримечательностей.

ПРО ПЕРВОЕ АФИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
«Часовня Святого Лазаря» и что-то имени Теодорика — прочитала я на гуглькарте и подумала про Дьябло. Но решила, что это, на самом деле неплохой пункт культурной программы не только поэтому. Просто это ближайший к нашему Неос-Космосу культурный объект. Ну и там похоронен археолог-дилетант Генрих Шлиман, который в моем понимании вполне так национальный герой. Хотя на месте греков я бы соорудила ему надгробие в форме коня, а не в форме Парфенона, это был бы более забавный сарказм.
В общем, кладбище. «Оно тут рядом, говорю. — Пойдем догуляем, на море сегодня холодно». Вместо центрального входа мы нашли какую-то заднюю калитку, охраняемую легионом кошек. Кошки здесь в Афинах пугливые, но среди кладбищенских нашелся один кошак цвета апельсина, который сам пришел и потребовал, чтобы его гладили. Остальные смотрели на него и не то осуждали, не то завидовали.
Ладно, вернемся к кладбищу. Оно большое и почти безлюдное. Мрамор и кипарисы. И двери, ведущие вниз. «Они же их закрывают, правда?» — недоверчиво спросила я, глядя на очередную калитку в очередную могилку… Там внизу, как правило, маленькая комнатка и в ней стульчик. Не знаю ничего о местных похоронных традициях. Выглядит страшновато, честно.
Оно вообще такое, страшноватое, это кладбище. Не знаю почему. Вроде бы, все красиво, цветы, лампадки, но, в отличие от уверенного покоя лондонского Кенсал-Грин, здесь как-то тревожненько. Не хочется присесть в тени склепа и сжевать сэндвич, наслаждаясь тишиной. Первый грек, которого мы встретили и спросили про могилу Шлимана, сбежал, замахав руками, зато второй к нашему вопросу отнесся чуть ли не с восторгом. Похоже, он здесь работает и очень редко видит тех, кто об этом спрашивает.
Кладбище навело меня на очередные философские мысли, которыми я пока не готова делиться. Наверное потому что это не та философия, которую я хотела бы почувствовать, находясь в Афинах. Так что я еще ее подумаю…
Потом оказалось, что у кладбища есть нормальный центральный вход, которым мы воспользовались как выходом. «А может тут платить было надо?» — задумчиво спросила я, глядя на стеклянную будку возле входа. Но надписи там были на греческом, так что надо было платить или нет, мы так и не узнали. Кажется, греческий язык очень похож на русский по звучанию… Правда понятнее он от этого не стал.

Честно сказать, афинское кладбище понравилось мне гораздо меньше, чем Кенсал-Грин в Лондоне. Не знаю, почему. Наверное, потому что оно очень похоже на наши кладбища.

Надо сказать, что Афины производят несколько ошеломляющее впечатление. Не величием духа и богатой историей, а подчеркнуто-недекорированными домами и бесконечными убогими граффити, которыми тут расписаны все вертикальные поверхности. При этом город явно обаятельный. Но чем-то совсем другим, непонятным…

Вот как раз по этому поводу — следующая заметка. Осознание утра третьего дня.

Внутренний будильник снова разбудил меня в шесть утра, и пофиг ему, на всякие условности, вроде часовых поясов. Дома просыпаюсь в шесть, и здесь в Афинах та же фигня. Здесь еще не рассвело, а меня наконец-то нагнала та философия, которой я вчера делиться не захотела.
Я думала о том, что не знаю греческой истории. Такое впечатление, что с момента смерти Александра Македонского и примерно до середины XIX века здесь не было ни-че-го. Полуостров стоял пустой и незаселенный, и только ветер гулял по развалинам когда-то великой цивилизации, постепенно стирая с лица земли храмы покинувших эту землю богов.
А еще я думала о том, как это — быть современным афинянином. Которому каждый турист, воспитанный мифами Древней Греции тыкает, что он не торт. Что вот они, древние эллины, построили-изваяли чудеса света, а ты только на заборах πούτσος рисовать умеешь. Они были герои, а ты чмо с ушами. По-моему, каждый, кому ставили в пример отличника-сына маминой подруги или «умницу-красавицу, отличную мать, спортсменку-комсомолку, знающую восемь языков и всегда все успевающую, не то, что ты…» запросто поймет, что в процессе такого сравнения совершенно не хочется тянуться и доказывать, что ты лучше, бежать учить языки и писать докторскую по военной знати ранней Византии. Хочется ответить: «Αρχίδια μπλέ!» (в вольном переводе с греческого матерного — «хрен вам!») и пойти нарисовать на заборе тот самый «пуцос», который я выше упоминала.
Вчера вечером я испытывала сложный комплекс эмоций, думала про Иисуса, изгнавшего торговцев их храма, про Афину, покровительницу города, отвернувшую свой сияющий лик от современных греков, и о том, почему я так старательно «обхожу» древние развалины, предпочитая гулять по афинским трущобам и гладить афинских кошек.
Кажется, во сне мне явилась Афина. Которая ничего мне не сказала, я все равно не понимаю по-гречески, а просто посмотрела насмешливо «валяй, расскажи мне, туристка праздношатающаяся, про былое величие этого народа!»
Я проснулась, и паззл из осколков греческих эмоций сложился.
Я поняла, почему мне здесь так нравится (хотя, наверное, по моим заметкам может показаться иначе).

Продолжение следует…

Похожие записи

This entry was posted in Путевые заметки and tagged , , , . Bookmark the permalink.
Хотите получать обновления Территории Ванессы Ли на электронную почту?

Введите ваш email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *