Изгибы сюжетной арки

Почему-то очень нравится термин. Прямо такой интуитивно-понятный и красивый. Копировать определение не буду, потому что во-первых, в русских словарях оно какое-то неромантичное, а во-вторых — погуглить любой дурак может.
К слову, это тоже не методическая статья по теме, это просто всякие мысли по ходу дела.

story-arc

Общий принцип простой — сначала у героя имеется «зона комфорта» — экспозиция, потом наступает несколько кризисов, которые его оттуда вытряхивают, потом — момент истины, а потом — развязка.


В общем-то, схема одна, рецепты разные. Важно только, чтобы все было взаимосвязано.
1. Вариант намбер уан. У героя есть принцип (обеспеченный, как всем понятно, каким-то событием в прошлом, интродукцию на которое можно дать неважно в какой момент). И ему с этим принципом неплохо живется, он к нему привык и считает за основу мироздания. А мироздание, как известно, любит пошутить. И подбрасывает герою ситуацию, прямо противоречащую этому самому принципу. В первый раз он выныривает из этого «жизненного омута» изрядно пощипанным, но не побежденным. Второй раз вызывает у него приступ депрессии и «собаки-подозреваки», а потом наступает третий, самый решающий (кстати, этот момент во всех зарубежных графиках называется климакс). У героя наступает трудный выбор — прогнуться под мир или остаться верным принципу. Допустим, он выбирает принцип. И тут его мир рушится, и, даже оставшись в живых, он завидует мертвым… Трагический финал.
2. Вернемся к точке «климакс» (в русскоязычных версиях, кстати, «кульминация» или «развязка». Хех. По тому же принципу подходит термин «оргазм». «оргазм произведения», как мило. Надо будет как-нибудь изложить концепцию построения сюжета как секс…) Ну так вот, герой стоит перед трудным выбором. И решает, что к черту принципы, раз на кону стоит так много всего, а мироздание такое делает тролль-фейс, друзья от него отворачиваются, жена уходит к соседу, все плохо, крючок от люстры, веревка, мыло, это вот все…
3. Что, опять все плохо? Отматываем назад. Частный случай «непрогибания». Герой решает не делать выбор и вернуться на исходную точку. В свою зоночку комфорта. К черту героизм, победы и всякие душевные метания! Жизнь отдельно — я отдельно. Отставить волшебные страны, африканские страсти и героические подвиги. Честно говоря, такой финал лично мне кажется самым жутким. Потому что «и как с этим жить-то теперь?»
4. Хэппи-энды сами по себе штука клевая. Но у них бывают так себе инструменты, типа «внезапного спасителя». Это когда любовно выписываешь принцип, всячески прорисовываешь черты характера героя, а в момент климакса понимаешь, что тебе жалко это все ломать. И тогда появляется внезапный бэтмен, который позволяет герою остаться мелкотравчатым мудаком и получить главный приз все равно. Ррр… («Звездная пыль», например…)
5. Красивое выведение на хэппи-энд хорошо, когда семена изменений, к нему приводящих, рассыпаны по всему тексту. И, кажется, у этих «семян» есть точный количественный показатель, обеспечивающий красивый баланс и катарсис у читателя. Но это не точно. Потому что если этих «кусочков» много, то в финале получится паззл, а если мало, то «рояль в кустах». Надо будет еще подумать об этом…
6. Вообще, кстати, сюжетная арка — отличный инструмент манипуляции общественным сознанием. Потому что, по всему выходит, что само развитие арки — это классическая продажа хэппи-энда. Например, «жили они долго и счастливо». Эффектно, через препоны и возражения подвести читателей к тому, что семейное счастье — высшая ценность в жизни, к которой нужно стремиться. И пока ты следишь за конфликтами, драматическими переживаниями и метаморфозами принципов, ты меняешься вслед за героем. Надо будет эту мысль тоже подумать потом. Сюжетная арка = продажа.
7. Есть ощущение, что схема сюжетной арки выглядит похожей на кривую Максвела. Впрочем, к ней вообще все в этом мире можно притянуть.

Постскриптум. Продолжение следует.

Похожие записи

This entry was posted in Игра в слова and tagged . Bookmark the permalink.
Хотите получать обновления Территории Ванессы Ли на электронную почту?

Введите ваш email:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *